Туберкулез почек и мочевыводящих путей

Туберкулез мочеполовых органов является следствием гематогенной диссеминации МБТ из первичного фокуса. Заболевание обычно развивается через 5-15 лет после первого инфицирования. Среди органов мочевой системы в первую очередь поражаются почки.
1918

Мочеточники, мочевой пузырь поражаются туберкулезом при наличии специфических изменений в почках. Среди больных активным туберкулезом легких, главным образом хроническим диссеминированным, туберкулез органов мочеполовой системы отмечается в 20-30% случаев, у больных костно-суставным туберкулезом— в 10—15% случаев. Наблюдается более частое сочетание туберкулеза почек с экссудативным плевритом и туберкулезом позвоночника.

Возраст больных туберкулезом органов мочеполовой системы колеблется в пределах 20—40 лет. В связи с особенностями анатомического строения мужских мочеполовых органов сочетаемое поражение почек и половых органов у мужчин наблюдается во много раз чаще (до 85%), чем у женщин (10—15%).

Внелегочные формы туберкулеза, в том числе и туберкулез органов мочеполовой системы, более часто вызываются при инфицировании человека туберкулезные микобактериями бычьего типа (30 %). Туберкулезные микобактерии проникают в почки гематогенным или лимфогенным путем. В большинстве случаев обе почки поражаются одновременно, но неодинаково интенсивно: в одной из них туберкулезные изменения могут прогрессировать, в другой — длительное время находиться в латентном состоянии или подвергаться обратному развитию. Внутри органов мочеполовой системы туберкулезная инфекция распространяется чаще всего лимфогенным путем, реже контактно с током мочи — уриногенно.

Клиника и диагностика туберкулеза почек.

Клиническое течение туберкулеза почек тесно связано имеющимися у больного анатомо-функциональными изменениями. При самых начальных проявлениях туберкулеза, когда специфические очаги локализуются в кортикальном отделе почек (туберкулез почечной паренхимы), возможны жалобы на субфебрильную температуру, общую слабость, недомогание, тупые боли в поясничной области. Анализы мочи у таких больных нормальны. При бактериологическом исследовании мочи методом посева находят туберкулезные микобактерии.

При поражении почечного сосочка — папиллит — в анализах мочи появляется повышенное количество лейкоцитов (свыше восьми в поле зрения). В 10—15% случаев может быть макрогематурия, боли типа почечной колики.

Прогрессирование туберкулеза почечной паренхимы и туберкулезного папиллита ведет к образованию полостей распада в почке (кавернозный туберкулез почки). Вокруг каверны появляются многочисленные туберкулезные очаги и новые полости распада. Они увеличиваются и соединяются между собой, формируя поликавернозный туберкулез почки. В кавернах с изъеденными стенками скапливаются казеозные массы и развивается туберкулезный пионефроз. При дальнейшем прогрессировании процесс распространяется на слизистую мочеточника и мочевого пузыря. Язвенные изменения слизистых лоханки, мочеточника приводят к стенозам и облитерации их просвета, что в свою очередь вызывает ретенцию мочи и механическое расширение чашечно-лоханочной системы выше места сужения. Ретенционные изменения играют первостепенную роль в механизме прогрессирования туберкулеза почки и нередко являются основной причиной функциональной и анатомической гибели органа. Подобные осложнения вызывают постоянные боли в области пораженной почки, повышение температуры тела, иногда артериальную гипертонию. Полная облитерация просвета чашечки или мочеточника сопровождается спонтанной нормализацией осадка мочи.

Ранняя диагностика туберкулеза почек практически возможна лишь в условиях противотуберкулезных учреждений у больных туберкулезом легких, костно-суставного аппарата и других органов. Основное средство ранней диагностики — это бактериологическое исследование мочи на туберкулезные микобактерии.>/p>

Обследование больного начинают с клинического анализа мочи (двухстаканная проба). Наличие пиурии в обеих порциях свидетельствует о патологическом процессе в мочевом пузыре, мочеточниках или почках. Для туберкулеза почек характерна кислая реакция мочи. Протеинурия при туберкулезе почки бывает в пределах 0,033—0,99%, сопровождаясь незначительной микрогематурией — единичные эритроциты в поле зрения.

Туберкулезные микобактерии в моче обнаруживают методом микроскопии осадка, методом посева на различные питательные среды и путем заражения морской свинки мочой.

Важное место в диагностике туберкулеза почек занимает рентгенодиагностика. Исследование начинают, как правило с обзорной рентгенографии области почек и мочевого пузыря. На основании обзорной рентгенограммы удается в подавляющем большинстве случаев установить диагноз почечнокаменной болезни. Характер проекции контуров почек позволяет судить об их величине (аплазия, гипоплазия, гипертрофия, сморщивание), о состоянии околопочечной жировой клетчатки (паранефрит). После обзорной рентгенографии производят экскреторную урографию. Основными методами объективного исследования почек являются ультразвуковое сканирование и КТ.

Диагноз деструктивного туберкулеза почек при наличии соответствующей клиники и данных лабораторного и рентгенологического исследований не представляет трудностей. Значительные дифференциально-диагностические затруднения встречаются при начальных проявлениях туберкулеза почек и некоторых его формах, по клинико-рентгенологической картине сходных с хроническим пиелонефритом, различными лоханочно-почечными рефлюксами, врожденными аномалиями строения чашечно-лоханочной системы. Вопрос о диагнозе туберкулеза в подобных случаях решается зачастую динамическим наблюдением за больным и повторными бактериологическими и биологическими пробами.

Клиника и диагностика туберкулеза мочеточника и мочевого пузыря

Клиническая картина туберкулезных изменений в почке в значительной степени зависит от состояния мочеточника. При специфическом поражении мочеточника нарушается динамика мочевыделения, что приводит к прогрессированию деструктивных изменений в почке и неспецифической гидронефротической ее трансформации. На слизистой мочеточника возникают специфические язвы, имеющие наклонность к быстрому рубцеванию. Чаще всего такие язвы, а впоследствии стриктуры, локализуются в тазовом отделе мочеточника и в области лоханочно-мочеточникового сегмента. Поражение мочеточника является причиной постоянных тупых болей в поясничной области и резкого нарушения функции почки, вплоть до полной ее гибели. Очень часто при наличии туберкулеза мочеточника к туберкулезу присоединяется неспецифический хронический пиелонефрит.

Туберкулез предпузырного отдела мочеточника сопровождается, как правило, специфическими изменениями слизистой оболочки мочевого пузыря. В области пузырного устья мочеточника возникает отек, гиперемия, а затем изъязвление. В других отделах мочевого пузыря при цистоскопии определяются участки очаговой гиперемии, высыпания туберкулезных бугорков, язвы. Больные жалуются на прогрессирующие, несмотря на проводимое лечение, дизурические явления. Нередко они длительное время лечатся от хронического неспецифического цистита и лишь цистоскопическое исследование и нахождение в моче туберкулезных микобактерий помогает установить правильный диагноз. С прогрессированием изменений в мочевом пузыре его емкость систематически уменьшается, стенки утолщаются, замещаются рубцовой тканью, эластичность стенок мочевого пузыря становится ничтожной, нарушается клапанный механизм устьев мочеточников. У таких больных часто наблюдаются приступы болей в поясничной области, сопровождающиеся высокой температурой.

При туберкулезе слизистой оболочки мочевого пузыря больные жалуются на учащенные и болезненные мочеиспускания. Прогрессирование туберкулеза мочевого пузыря приводит к резкому обострению дизурических явлений: учащению мочеиспусканий днем и ночью, уменьшению емкости мочевого пузыря, нарушению клапанного механизма пузырного устья мочеточника с образованием пузырно-мочеточникового рефлюкса — обратного затекания мочи в почку, Пузырно-мочеточниковый рефлюкс наблюдается в менее пораженную или здоровую почку.

Диагноз туберкулеза мочеточника устанавливается на основании данных рентгенологического исследования: расширение или сужение мочеточника, наличие непреодолимого препятствия при попытке его катетеризации, смещении и деформации устья мочеточника и асимметрии мочевого пузыря при цистографии. Диагноз туберкулеза мочеточника устанавливается также на основании данных цистоскопии: туберкулезные бугорки, располагающиеся преимущественно на слизистой соответствующей половины мочевого пузыря.

Лечение

Лечебная тактика при туберкулезном поражении почек и мочевых путей зависит от стадии процесса. На ранних этапах развития специфического заболевания (I-II стадия нефротуберкулеза) эффективной оказывается медикаментозная терапия. Общепринято одновременное назначение нескольких препаратов разных групп на длительный срок (минимум на 9-12мес). При лечении туберкулеза органов мочевыделительной системы наиболее часто применяют лекарственные средства нового поколения: изониазид, рифампицин, этамбутол, протионамид, пиразинамид и др. Для повышения эффективности нередко их сочетают с фторхинолонами (ципрофлоксацин, офлоксацин, ломефлоксацин и др.). Следует учитывать, что консервативная терапия туберкулеза приводит к постепенному замещению инфекционных очагов рубцовой тканью. В связи с этим лечение туберкулезного поражения мочеточника в целях предотвращения его грубого рубцевания целесообразно проводить на фоне дренирования внутренним мочеточниковым катетером-стентом.

Для контроля эффективности терапии пациентам регулярно проводятся лабораторные анализы мочи, включающие методы, направленные на обнаружение микобактерий туберкулеза, а также ультразвуковые и рентгенологические исследования. Критериями излеченности от заболевания являются нормальные результаты анализов мочи и отсутствие прогрессирования процесса по данным лучевых методов диагностики на протяжении 3 лет.

Хирургическому лечению подвергаются только больные в поздних стадиях нефротуберкулеза. При III стадии процесса предпочтение отдается таким органосохраняющим операциям, как резекция почки, кавернэктомия и кавернотомия. Тотальная деструкция органа является прямым показанием к нефрэктомии. Сморщивание мочевого пузыря вследствие его тотального туберкулезного поражения значительно нарушает качество жизни пациентов. В связи с этим при микроцистите применяют кишечную пластику, обеспечивающую увеличение объема мочевого пузыря. За 2-3 нед. до любой операции по поводу туберкулеза органов мочевой системы, а также на протяжении 3-5 лет после нее необходимо проведение противотуберкулезной химиотерапии.

Санаторный режим и климатотерапия — важный дополнительный терапевтический фактор для лечения больных туберкулезом органов мочеполовой системы. Противотуберкулезная сеть  располагает специализированными фтизиоурологическими санаториями, например, в Башкирии (кумысолечебницы «Шафраново» и «Глуховская»), в Московской области («Ленинские Горки»). Кроме того, почти все области имеют свои специализированные фтизиоурологические санаторные отделения местного подчинения. Противопоказанием к направлению в специальные фтизиоурологические санатории являются хроническая или острая почечная недостаточность, мочевые свищи, недержание мочи, сочетание туберкулеза мочеполовых органов с амилоидно-липоидной дистрофией, активным туберкулезом легких или костно-суставной системы. Последние две группы больных подлежат направлению в специализированные санатории для больных легочным или костно-суставным туберкулезом.

Прогноз при туберкулезе органов мочевой системы. Главным прогностическим фактором при туберкулезе почек и мочевых путей является стадия заболевания. На ранних этапах развития нефротуберкулеза и при отсутствии грубых деструктивных изменений в мочеточнике и мочевом пузыре адекватная консервативная терапия может приводить к полному излечению. Выраженное разрушение почечной паренхимы делают сомнительным сохранение пораженного органа. Прогностически крайне неблагоприятным для жизни больного является клинически двустороннее поражение органов мочевой системы, в особенности на поздних стадиях.